Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
Часто задаваемые вопросы
Дети с ОВЗ – кто это такие ? Кто нуждается в инклюзивном образовании?
Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. В Законе об образовании РФ и в Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москва» употребляется термин «дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – «дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями, особыми образовательными потребностями - ООП». Главное, не следует называть таких детей – дефективными, больными, аномальными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества |
Мы часто слышим теперь это слово «инклюзивное» образование. Интегративное и инклюзивное образование – это одно и то же, или нет? Если нет, что какое отличие?
Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине по инициативе ЮНЕСКО было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой, что с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ - это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена. |
Но ведь общество не готово принять таких детей! Дети в школах – жестокие, а учителя общеобразовательных школ не являются специалистами. Сначала нужно подготовить общество, а потом начинать инклюзию…
Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к процессу интеграции (инклюзии) всегда остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует – понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Именно поэтому в школах и ДОУ проводится специальное обучение, и специальные знания, касающиеся детей с нарушениями, теперь достояние не только специальной системы. Важным фактом является также и тот, что чем раньше начинается процесс инклюзии (с раннего возраста), тем более готово к ней детское, а, соответственно, и родительское сообщество. |
А не лучше ли все-таки этим детям в специальной системе? Ведь там их могут лучше научить, раз там сосредоточены специалисты? Зачем вообще эта инклюзия и всем ли она нужна?
Таким вопросом не раз задавались родители, практики, правозащитники и исследователи. У каждого находился свой ответ на этот вопрос. Многие родители полагают, что совместное воспитание с обычными детьми полезно ребенку, так как он может общаться с другими и многому учится от них, кроме того, это делает семью, имеющую ребенка с проблемами более «нормальной», похожей на другие семьи, а не изолирует ее. Практики – педагоги специального и общего образования смотрят на этот вопрос более трезво, полагая, что в инклюзии некоторые дети с нарушениями развития могут «потерять» качество образования. Именно поэтому этот вопрос уже давно занимает исследователей – сравнивается развитие детей, находящихся в инклюзивных и раздельных программах, по самым различным показателям. Данные многих работ говорят о том, что многие дети в инклюзии часто «выигрывают» в развитии независимости, социальных навыков, и «не проигрывают» в усвоении академических навыков, а также последствия инклюзивного воспитания позитивны для будущей социальной адаптации |
Где найти информацию о школах, реализующих инклюзивное образование?
Со списком школ, реализующих инклюзивную практику можно ознакомиться в пособии «Образовательные учреждения города Москвы, реализующие инклюзивную практику. Справочно-информационные материалы». Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 6. Москва 2011 Ответственный редактор С. В. Войтас, составители: С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова, А. К. Фадина. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=128.
Для того чтобы определить индивидуальный образовательный маршрут Вашего ребенка, рекомендуем Вам обратиться в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Специалисты данного центра владеют полной информацией о созданных в детских садах специальных условиях для воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В Москве такой центр есть в каждом округе. Полный список Центров Вы найдете у нас на портале «Образование без границ» перейдя по ссылке http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=97. |
Как выбрать школу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализующую инклюзивное образование?
Для того, чтобы определить индивидуальный образовательный маршрут Вашего ребенка, рекомендуем Вам обратиться в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Специалисты данного центра владеют полной информацией о созданных в школах округа специальных условиях для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В Москве такой центр есть в каждом округе. Полный список Центров Вы найдете у нас на портале «Образование без границ» перейдя по ссылке http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=97. В центре можно пройти углубленное обследование ребенка и получить рекомендации по обучению ребенка. |
Может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья учиться в школе, реализующей общеобразовательную программу, рядом с домом?
Согласно закону г. Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" (28.04.2010, № 16) ребенок может обучаться в школе, территориально удобной для ребенка. Школа должна создать специальные образовательные условия для такого обучения. |
Может ли ребенок, находящийся на надомном обучении, посещать школу?
По заявлению родителей (законных представителей) индивидуальные занятия с детьми на дому могут быть организованы в учебных классах (предметных кабинетах) данного общеобразовательного учреждения. В данном случае расписание (график) занятий с указанием конкретных помещений и времени утверждается директором. Копия расписания вручается родителям под роспись. По заявлению родителей (законных представителей) и при согласовании с лечащим врачом (наличие письменного подтверждения), ребенок может посещать вместе с классом отдельные предметы. В данном случае расписание (график) занятий с указанием конкретных кабинетов и времени утверждается директором. Копия расписания вручается родителям под роспись. При индивидуальном обучении на дому по заявлению родителей (законных представителей) обучающимся могут быть оказаны дополнительные платные образовательные услуги (письмо Минобразования России от 21.07.1995 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», приказ Минобразования России от 31.07.2001 г. № 2846 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»). В целях коррекции отклонений, в развитии обучающихся для детей данной категории могут проводиться групповые или индивидуальные занятия у педагога-психолога.
В целях социальной адаптации обучающихся и интеграции их в общество с данными детьми организовывается воспитательная работа. Она может быть направлена на развитие у обучающихся коммуникативных навыков, овладение ими системой общественных отношений и норм поведения, на формирование нравственных понятий и представлений, умение организовывать свой досуг, на их эстетическое, физическое, трудовое и половое воспитание. Данную работу с обучающимися проводит назначенный директором заместитель директора по воспитательной работе или педагог-организатор совместно с учителями, родителями, специалистами. |
Где найти специалистов (логопеда, психолога, дефектолога) для занятий с ребенком при их отсутствии в детском саду?
В соответствии с законом города Москвы « Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (28.04.2010, № 16), психолого-медико-социальная помощь Вашем ребенку может быть оказана как в детском саду, так и в Центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС). Список ЦПМСС расположен на сайте Департамента образования г. Москвы: http: //www.educom.ru/ru/education_system/center/. |
Где найти сведения об Окружных психолого-медико-педагогических комиссиях?
|
С какой целью ребенка с ограниченными возможностями здоровья направляют на Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), если планируется обучение в общеобразовательной школе по общеобразовательной программе?
Специалисты ПМПК проводят комплексную диагностику развития ребенка и дают рекомендации по созданию специальных образовательных условий в школе. Посещение ПМПК является желательным, но не обязательным условием обучения ребенка в школе.
|
Посещение ПМПК: право или обязанность? Обязаны ли родители проводить обследование ребенка на ПМПК?
Посещение ПМПК с целью комплексной углубленной диагностики развития ребенка и получения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий в школе является желательным, но не обязательным условием обучения ребенка в школе.
|
Могут ли ребенка без согласия родителей перевести в коррекционную школу?
Перевод ребенка из одного образовательного учреждения в другое осуществляется только по письменному заявлению родителей (законных представителей). |
|
|